Борис Викторович Шергин родился 28 июля 1893 г. (по архивным данным; указание самого Шергина на 1896 — мистификация). Отец Шергина, потомственный мореход и корабельный мастер, передал сыну дар рассказчика и страсть ко всякому «художеству»; мать — коренная архангелогородка, познакомившая его с народной поэзией Русского Севера.
В семье Шергин воспринял первые важные уроки взаимоотношений с миром и людьми, трудовой кодекс чести северного русского народа. С детства постигал нравственный уклад, быт и культуру Поморья. Срисовывал орнаменты и заставки старинных книг, учился писать иконы в поморском стиле, расписывал утварь; ещё в школьные годы стал собирать и записывать северные народные сказки, былины, песни. Учился в Архангельской мужской губернской гимназии; окончил Строгановское центральное художественно-промышленное училище. Работал как художник-реставратор, заведовал художественной частью ремесленной мастерской, внёс вклад в возрождение северных промыслов, занимался археографической работой.
В 1922 г. окончательно переехал в Москву; работал в Институте детского чтения Наркомпроса, выступал с рассказами о народной культуре Севера с исполнением сказок и былин перед разнообразной, в основном детской, аудиторией. С 1934 г. — на профессиональной литературной работе.
Первая публикация — очерк «Отходящая красота» о концерте М. Д. Кривополеновой. При жизни писателя опубликовано 9 книг (не считая переизданий). В газетах и журналах Шергин помещал статьи литературоведческого и искусствоведческого характера, реже — литературные произведения.
Умер писатель 30 октября 1973 года в Москве.
Борис Шергин «Шиш Московский»
Слово шиш в народном языке северно-восточной области, означает — бродяга.
Веселые сказки и анекдоты о бродяге Шише, который обижает богатых и защищает бедных, были распространены в народе с давних времен. Некоторые из них созданы в последние столетия, некоторые в XVI I веке, в так называемое «смутное время», когда на Руси было много бродяжных людей — беглых крестьян. Жестокие налоги, жестокая барщина, заставляли крестьян убегать от помещиков, жечь усадьбы.
В сказках и анекдотах о Шише встречаются странные слова, которых в нашем современном языке нет. Наряду с современными понятиями, как например «адресный стол» встречаются такие слова, как «дом стоит на одине'», «чадушко», «беси». Употребление старинных слов рядом с новыми, современными словами объясняется тем, что рассказы о Шише создавались в разные времена.
В Северной области нашей страны до сих пор можно услышать от крестьян анекдоты о Шише, о его злых, подчас грубых, шутках и веселых проделках над барами.